Юбка панье. Панье. История появления и распространения

Или стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке . В Германии и в России подобные каркасы назывались фижмами (от нем. Fischbein - «рыбья кость, китовый ус»)

История появления и распространения

Существует версия, что панье появилось в начале 1710-х годов под влиянием театра : в одном из спектаклей актрисы появились в широких и небывало пышных юбках. Поначалу, как это и бывает с любой модной новинкой, эти юбки вызвали смех и недоумение, но затем стали излюбленным фасоном на долгие годы.

Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта - «перевёрнутой рюмочки». Тонкая, стянутая корсетом талия, прямые плечи и бокалообразная юбка создавали такое впечатление. Панье пристёгивалось на пуговицах к жёсткому корсету .

На самом деле юбки на обручах появились ранее - в конце XIV века, в Испании. Эту моду подхватила Англия, куда в 1501 году прибыла для бракосочетания испанская принцесса Екатерина Арагонская . Во Франции прообраз панье прижился чуть позже.

Панье в течение своей довольно длительной истории (до 1780-х годов) много раз меняли не только размер, но и форму. Так, в 1720-1730 годы женщины носили пышные круглые панье.

В конце гг. панье выходят из моды, их заменяют фокю́ (фр. faux-cul ) - маленькие подкладные подушечки, надеваемые под юбку сзади (см. Турнюр). Силуэт, который приобретала женская фигура благодаря этим подушечкам, ехидные современники окрестили cul de Paris - «парижский зад». К концу

В новых коллекциях дизайнеры создают объемные формы платьев с помощью каркасов, некогда являвшимся обязательным атрибутом наряда европейской светской леди XVIII века, но утративший всякий смысл в наши дни. К чему может привести этот микро-тренд сегодня, наблюдает Аденься.ру.

Каркас-панье в истории

В эпоху рококо пышную форму юбок создавали каркасы-панье (слово «panier» в переводе с французского означает «корзина»), сплетенные из ивовых и стальных прутьев или из настоящих пластин китового уса. В России каркасные обручи носили немецкое название фижма. Современной женщине трудно представить, как такую тяжелую и жесткую конструкцию можно носить целый день под юбкой, но лет 200 назад модницы были готовы терпеть любые мучения ради красивого изгиба талии и бедер.

Каркасные формы сегодня

Похоже, дизайнеры решили вспомнить былую пышность юбок, но подошли к этому очень креативно и изобретательно.

Сара Бёртон прибавила бёдрам значительный объем за счет использования круглого каркаса из пластика. Такой своеобразный каркас-панье дизайнер предложила носить поверх обтягивающей бедра юбки-годе.

Красивая и сложная форма была представлена в кутюрной коллекции Жана-Поля Готье этого сезона. Золотые металлические завитки составили сложный каркас архитектурного боди, надетого на обнаженное тело.


Jean Paul Gaultier от-кутюр осень-зима 2012/13

Авангардный японский дизайнер Кунихико Моринага (бренд Anrealage) использует каркас в качестве яркого эпатажного элемента. Хитро сплетенные каркасные конструкции создают неестественные очертания рукавов, лифов, юбок и шляпок.

Каркасные формы представлены и в коллекции токийской марки Alice Auaa, в данном случае каркас-панье сыграл роль карниза для юбки в виде штор.

На первый взгляд может оказаться, что подобные игры с объемами не более, чем эпатаж, созданный для зрелищности, но у этого направления есть интересное продолжение. Любая авангардная идея может быть адаптирована к повседневной носке путем стилизации.

Так, неприемлемые в современной жизни объемные каркасные конструкции могут быть преобразованы в такие плоские и вполне носибельные поясные и плечевые изделия, как, например, у Thakoon, в коллекции которого каркас изображен в виде декоративных линий, визуально расширяющих бедра. Или, как у Тома Брауна, представившего мягкие каркасные формы из ткани в виде концепта, который вполне может быть преобразован в реальную юбку для улицы .


Thom Browne осень-зима 2012/13

Наглядный пример превращения гротескной авангардной формы в нечто более простое и универсальное представлен в той же коллекции японца Кунихико Моринага, где из неудобных пластиковых каркасов «рождаются» сетчатые юбки и пальто, выглядящие как «скелет» или «костяк» одежды из-за воздушных пустот между полосками ткани, но при этом совсем не препятствующие естественным движениям тела.

Anrealage весна-лето 2013

И в России подобные каркасы назывались фижмами (от нем. Fischbein - «рыбья кость, китовый ус»)

История появления и распространения

Существует версия, что панье появилось в начале 1710-х годов под влиянием театра : в одном из спектаклей актрисы появились в широких и небывало пышных юбках. Поначалу, как это и бывает с любой модной новинкой, эти юбки вызвали смех и недоумение, но затем стали излюбленным фасоном на долгие годы.

Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта - «перевёрнутой рюмочки». Тонкая, стянутая корсетом талия, прямые плечи и бокалообразная юбка создавали такое впечатление. Панье пристёгивалось на пуговицах к жёсткому корсету .

На самом деле юбки на обручах появились ранее - в конце XIV века, в Испании. Эту моду подхватила Англия, куда в 1501 году прибыла для бракосочетания испанская принцесса Екатерина Арагонская . Во Франции прообраз панье прижился чуть позже.

Панье в течение своей довольно длительной истории (до 1780-х годов) много раз меняли не только размер, но и форму. Так, в 1720-1730 годы женщины носили пышные круглые панье.

Мода на «античность » продолжалась недолго, однако, и мода на тонкую талию и расширенную юбку вернулась лишь к концу -х. -1860 годы были отмечены возрождением интереса к моде рококо . Кульминацией этого увлечения стало изобретение кринолина , которые окончательно вышли из повседневной моды лишь к началу XX века . К тому времени пышность кринолинов была сведена к минимуму.

Напишите отзыв о статье "Панье"

Литература

  • М. Н. Мерцалова. Костюм разных времён и народов. Т.III-IV. М.-СПб.-2001.

Отрывок, характеризующий Панье

– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.

Юбка представляет собой часть одежды, которая закрывает нижнюю часть тела, от пояса к низу. Некоторые современные юбки не шире ладони, и больше похожи на набедренные повязки, тогда как на юбки прошлых веков уходило до нескольких десятков метров ткани. Чтобы такое количество ткани уложить по моде требовался жесткий каркас, поэтому и появились различные приспособления для юбок. Мода и техника идут всегда бок о бок, подпитывая друг друга идеями и новациями, поэтому и формы каркасов различаются от эпохи к эпохи.

Первым, по времени, каркасом было панье. Хотя каркасы для юбок существовали и до , но конструкция панье известна доподлинно. Она представляла собой круглый по форме каркас из металлических или деревянных обручей, скрепленных между собой тесемками. Нижние юбки одевали поверх панье. Модницы того времени должны были овладеть искусством хождения таким образом, чтобы юбка покачивалась, и приоткрывала взору любопытных, то край нижней юбки, то кончик туфельки или даже щиколотку.

В дальнейшем размеры юбок стали увеличиваться, за счет боковых вставок, но при этом сплющивалась спереди и сзади. Для такого

модного силуэта пришлось придумать фижмы, которые изготавливали из китового уса. Фижмы обладали способностью складываться, так как не все двери могли пропустить столь пышные юбки, я уже не говорю о дверях в каретах и экипажах. Фижмы крепили на шарнирах, и дамы локтями сдавливали их, при необходимости. В отличие от панье, фижмы одевали поверх нижней юбки.

Третьим по времени появления в моде, является кринолин. Он появился в середине . У кринолина известен даже автор, им был . Он состоит из легких металлических обручей, скрепленных между собой лентами, напоминал клетку. Позднее, Ворт усовершенствовал кринолин таким образом, чтобы спереди он был более плоским, а сзади более объемным. Таким образом, юбка получила шлейф и стала необъятных размеров. Для удобства автор придумал шарниры, которые сжимали и разжимали по мере надобности обручи юбки.

Кринолин

На смену кринолину пришел турнюр. Кстати, его изобретателем был, все тот же, королевский кутюрье – Ворт.

Кринолин с турнюром

Турнюр представлял собой конструкцию из подушечек или небольшого металлического каркаса в виде сетки, который прикреплялся к корсету в области поясницы. Он позволял создать модный S-образного силуэт, столь популярный в конце XIX века.

Панье́ (от франц. panier - «корзина») – популярная в XVIII веке конструкция из обтянутых полотном обручей, предназначенная для придания женской пышной формы. Каркас изготавливался из китового уса, ивовых или тонких металлических прутьев. Панье пристегивалось к при помощи пуговиц. Конструкция имела небольшой вес, за счет чего юбка колебалась при ходьбе, открывая . Панье появилось в Англии в начале 1710-х. В 1718 году во Франции принцесса де Монтань скрыла дефект фигуры благодаря платью с панье, после чего мода на него быстро распространилась по всей Европе. В России панье называли фижмами (от немецкого слова «fischbein» — «китовый ус»). До 1730-х годов в моде были круглые конструкции. В 1740-е годы появились «панье с локотками», делавшие юбку широкой по бокам, но плоской спереди и сзади. Во второй половине XVIII века цельная конструкция разделилась на две части, которые соединялись тесьмой на талии. В 1780-е годы панье вышли из моды.

Разное